Паспорт Программы развития
Наименование Программы.
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 90 «Школа ключевых компетенций».
Разработчики Программы.
Педагогический коллектив школы, методический совет, администрация МОУ СОШ № 90
Исполнители Программы.
Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы
Научно-методические основы Программы.
При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах.
Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании».
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы.
1. 2009-2010г. - проблемный анализ состояния школы; 2. 2010 г.- изучение направлений модернизации российского образования; научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по формированию компетентностной личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании. |
Цели и задачи Программы.
Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Задачи Программы:
|
Приоритетные направления Программы.
- Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общегообразования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика: ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной.
- Реализация потенциальной эффективности информатизации врамках интеграции учебно-воспитательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
- Реализация школьной системы качества образования. Повышение качества образования.
- Организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации.
|
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения:
- обеспечение высокого качества образования;
- качественное обновление содержания общего образования;
- расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых учащимся;
- удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
- совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников МБОУ СОШ № 90;
- повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;
- создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
- создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы;
- развитие материально-технической базы;
- повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием;
- повышение эффективности государственно-общественных форм управления
Срок действияПрограммы.
2010-2015 гг.
Структура Программы.
- Информационная справка.
- Проблемный анализ состояния школы.
- Формирование концепции школы «Школа ключевых компетенций».
- Управление реализацией Программой развития.
- Срокии этапы реализации Программы развития.
- Описание реализации Программы развития.
- Ожидаемые результаты.
Ресурсное обеспечение реализации Программы.
Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.
Объём и источники финансирования Программы.
Бюджетное и внебюджетное финансирование, дополнительные платные образовательные услуги, федеральный бюджет, добровольные пожертвования.
Порядок мониторингахода и результатов реализации Программы.
Внутренний мониторинг проводит социально-психологическая служба, администрация школы.
Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
2.Информационная справка
1.1 Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 90 г. Нижний Тагил
1.2.Юридический адрес: 622030, Свердловская область, г. Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе,60
1.3.Фактический адрес: 622030, Свердловская область, г. Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 60
Телефоны: 8(3435) 44-65-25
Факс: 8(3435) 44-65-25
Адрес электронной почты: 563151@ mail.ru
Адрес сайта: nt-school90.narod2.ru
1.4.Учредители: Управление образования администрации г. Нижнего Тагила.
622000, Свердловская область, город Нижний Тагил, проспект Ленина, д.№31
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 90 основана 01 января 1961 года на основании решения исполкома Н-Тагильского городского Совета депутатов трудящихся г. Н.Тагил № 428 от 20 декабря 1961 года
1.5. Количество обучающихся - 483
1.6. Численность педагогического персонала - 29
1.7. Численность управленческого персонала (администрации) - 5
1.8. Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала 17
1.9. Ресурсная база
- обеспеченность учебными площадями (на 1 обучаемого) – 9,7 кв. м.
- обеспеченность площадями для спортивно-оздоровительной работы (на 1 обучаемого) – 2 кв. м.
- оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер) – 11 чел.
1.10. Директор образовательного учреждения Демьянкова Людмила Павловна,
Нормативные документы МОУ СОШ № 90:
1. Устав МОУ СОШ № 90 г.Нижнего Тагила (новая редакция), утвержденный УО 15.04.2009 года, зарегистрированный ИФНС №16 МНС России г. Нижний Тагил 05.05.2009 года ОГРН 102661370520.
2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 66 № 002431800 от08.06.2005 года.
3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 66 № 000514175 от 02.10.2002 года.
4. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности серия А № 171554 от 15.02.2006 года рег. № 9595.
5. Свидетельство о государственной аккредитации АА 144824 от 09.06.2006 года рег. № 2467
6. Санитарно-эпидемиологическое заключение
№.66.07.12.000.М.000888.10.08от 28.10.2008 г.
7. Свидетельство «О государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для эксплуатации здания школы» 66АБ № 250953 от 21.02.2001 г.
8. Свидетельство «О государственной регистрации права на оперативное управление (собственник Муниципальное образование г. Нижний Тагил) зданием» , 66АБ № 783387 от 27.06 2005 .
Особенности управления школой.
Административное управление осуществляют директор и его заместители. Основной функций директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, научно-методическийсовет, Совет старшеклассников и общешкольную конференцию.
Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации и Уставом школы на основе принципа гласности, открытости, демократии и самоуправления.
Высшим органом самоуправления является конференция, которая проводится один раз в год – в октябре. Коллективным органом общественно-профессионального самоуправления является педагогический совет. В управление школой включен орган ученического самоуправления - Совет старшеклассников.
Непосредственное управление школой осуществляет директор.
В школе создана общественная организация «Родительский Совет МОУ СОШ № 90», членами которой являются родители обучающихся (более 300 человек).
Целями деятельности «Совета МОУ СОШ №90» являются:
1. Всемерное содействие в воспитании подрастающего поколения в духе любви к родному краю, его истории, традициям икультуре, пропаганда здорового образа жизни и других общечеловеческих ценностей.
2. Распространение и совершенствование передового опыта и идей в сфере воспитания и развития обучающихся.
3. Привлечение общественного внимания к проблемам детства.
4.Создание единого педагогического пространства, обеспечивающего полноценные условия для саморазвития личностивсех участников образовательного процесса.
5. Оказание помощи родителям иучащимся в решении образовательных, воспитательных, социальных, психологическихи других проблем.
6. Поддержание и укрепление материально-технической базы школы.
3. Проблемный анализ состояния школы.
Проблемы, на решение которых направлена программа развития
Программа развития МОУ СОШ № 90 на 2010-2015 годы была разработана в 2009 году. К этому времени педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой для разработки данной программы развития.
Заявленные Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образованияна социальный эффект.
Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена.
Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.
Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают средовой подход. По данному научно-практическому направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, конференции родителей и научно-педагогической общественности, семинары. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Школа ключевых компетенций» на период 2010-2015 годов.
4. Формирование концепции школы
«Школа ключевых компетенций»
Программа разработана всоответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений инавыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
Ценностные приоритеты развития школы
Основные цели деятельности.
- Стремиться к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру.
- Создание образовательного пространства, способствующего формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
- Перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса: учащихся, родителей, учителей.
- Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей.
- Оптимизировать систему социального и психологического сопровождения учебного процесса.
- С целью повышения возможностей профессионального развития педагогов разработать индивидуальные карты их профессионального роста.
- Оптимизировать систему платных услуг для улучшения реализации ценностей и целей развития школы.
- Оптимизировать систему дидактического иматериально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Продолжить работу по дифференциации образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
- Создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования, разработать новые образовательные и учебные программы на интегративной основе с учетомновых образовательных стандартов.
- Создать постоянно действующую систему информации коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте и об опыте создания и использования новых педагогических технологий.
- Оптимизировать систему внешних связей школы, в том числе и путем использования возможностей школьного информационного центра.
Базовые ценности школы.
Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя жителем Свердловской области, города Нижний Тагил, гражданином России и хранителем их исторического и культурного наследия. Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом. Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития. Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности. Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.
Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:
- осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;
- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;
- стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;
- стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;
- атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей;
- безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
- стремлениек обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника.
Концептуальная модель компетентностей педагогов школы
Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как:
- наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
- способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
- способность к критической оценке и интеграцииличного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности;
- стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
- наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
- наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
- готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
- освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
- принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании;
- принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
- наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
- сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
- осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами:
- готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические жизненные цели и быть способным их достигать;
- наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению и развитию своего физического, психического и нравственного здоровья;
- способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур;
- коммуникативная культура, владение навыками делового общения, строительство межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
- высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
- совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения;
- способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей;
- адекватная самооценка (внутренняя гармония и самоконтроль);
- стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала).
Задача педагогов школы - воспитать выпускника, обладающего ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой,информационной, коммуникационной и прочих сферах.
Основные направления работы воспитательной системы школы.
Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образованияна основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовногои физического развития.
Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире.
Именно во внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребёнка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.
В школе разработана и реализуется программа по воспитанию учащихся
« Духовно-нравственное воспитание школьников».
Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства, главной целью которого является развитие личности каждого ученика, приобщение к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на умение сохранять уважение друг к другу, взаимодействие, стремление к взаимодействию.
Структура воспитательной работы МОУ СОШ№90
Совет школы |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Общешкольный родительский комитет |
Директор школы |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Общешкольные мероприятия |
Психолого-педагогический консилиум |
Педагог-психолог |
Социальный педагог |
Педагоги дополнительного образования |
Спортивные секции |
Планирование и анализ внеурочной деятельности |
МО классных руководителей |
Работа с социумом |
ЮНТА Совет старшеклассников |
Школа молодых педагогов |
Диагностика |
Учителя школы |
Общешкольные родительские собрания и родительский всеобуч |
Классные коллективы |
Классные мероприятия |
Индивидуальная работа с семьями и детьми |
1. Целенаправленность в воспитательной работе.
Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса.
2.Основные методы воспитания.
а) Единые педагогические требования
б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно пробудить и вызвать потребность у учащихся изменить себя.
в) Педагогическая индивидуальная поддержка.
3. Школьная воспитывающая среда.
а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса.
б) Организация ученического самоуправления.
в) Традиции школы.
4.Воспитание на уроке.
5.Система работы классного руководителя.
а) Согласованность воспитательных целей класса и общешкольных.
б) Реализация программы духовно-нравственного и патриотического воспитания через классные часы.
в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки.
Программа представляет собой систему 4-х проектов:
«Я –Россиянин», « Мир моих прав»,«Традиции», «Семья», «Здоровье».
Приоритет при этом сохраняется за программой патриотического воспитания «Я –Россиянин».
Содержание и организацияобразовательного процесса
1.Содержание и организация начального образования
Образ выпускника начальной школы какглавный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.
Социальная компетенция
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Общекультурная компетенция
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Коммуникативная компетенция
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Учебный план, его инвариантная ивариантная (КОУ) части.
Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержанияобразования учитывались следующие дидактические принципы:
- гуманизации;
- гуманитаризации;
- оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов;
- непрерывностии поступательности;
- дифференциации;
- интеграции;
- культуросообразности.
Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:
- литературное чтение, окружающий мир - для формирования социальной компетенции;
- русскийязык и литературное чтение для формирования коммуникативной компетенции;
- музыка, изобразительное искусство и художественный труд для формирования общекультурной компетенции;
- физическая культура и КБЖ для формирования социальной компетенции
- все учебные предметы для формирования общекультурной компетенции.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе.
В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ:
программаразвивающего обучения Л.В.Занкова;
программа«Начальная школа XXI века».
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.
Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:
- формированииу них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;
- овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоение азбуки рефлексии и творчества;
- в развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.
Для организации личностно-ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы и методы:
- приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
- методы диалога;
- приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
- игровые методы;
- рефлексивные приемы и методы;
- методы диагностики и самодиагностики.
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся
Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы.
В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает духовно-нравственное воспитание учащихся. Педагогический коллектив поставил перед собой задачу: создать школу разных возможностей с широким диапазоном деятельности детей и учителей. Педагогический коллектив школы считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на формирование личности в соответствии со своими задатк… Продолжение »