2.Содержание и организация основного общего образования
Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени.
Ценностно-смысловая компетенция.
Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств.
Учебно-познавательная компетенция. Учениковладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационные компетенции.При помощи учебной, художественной, справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Общекультурная компетенция. Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Учебный план, его инвариантная и вариантная (КОУ) части
Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана (ФБУП – 2004) и соответствующий им набор учебных предметов. Увеличена гуманитарная и естественно-математическая составляющая в 5, 6, 7, 8, 9 классах. В вариативную часть – КОУ учебного плана включены факультативные, и элективные курсы, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей, также часы предпрофильной подготовки в 9-х классах.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе.
Содержание основного общегообразования ориентировано на продолжение деятельности по формированию ключевых компетенций у школьников.
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.
Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребёнка через культурологический аспект.
Изучение предметов (русского языка, истории, иностранного языка) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота;
- развитиеи совершенствование информационных и коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности;
- овладение умениями анализировать, опознавать, классифицировать, и т.д.
- применение полученных знаний и умений на практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, культурологической компетенции. Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения образуют технологический компонент учебных занятий в 5 – 9-х классах. Основными формами организации уроков является практикум, зачёт, лекция, семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.
Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 – 9 классов является образ выпускника основной школы. Для формирования ключевых компетенций целесообразно использовать следующие педагогические средства:
- образовательные программы;
- КТД;
- кружки;
- секции;
- факультативы;
- предпрофильную подготовку.
Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся. Создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Учащиеся 5–9–х. классов являются субъектами управления жизнедеятельностью в классных коллективах.
3.Содержание и организация среднего (полного) общего образования.
Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени.
Ценностно-смысловая компетенция.
Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за принадлежности к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Социально-трудовая компетенция. Школьник учится выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, иинтеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств.
Учебно-познавательная компетенция. Учениковладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.
Информационные компетенции.
При помощи учебной, художественной, справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Общекультурная компетенция.
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гагармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д.
Коммуникативнаякомпетенция, включающая в себя социокультурную, речевую,
компенсаторную, языковую.
Учебный план, его инвариантная и вариантная (КОУ) части.
Учебный план составлен на основе федерального базисного учебного плана. При его разработке учитывались региональные особенности и специфика образовательного процесса в МОУ СОШ №90. Вариативная часть предназначена для удовлетворения индивидуальных потребностей старшеклассников. Одним из ведущих принципов отбора содержания среднего (полного) образования является принцип дифференциации.
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приёмы.
Учителя 10–11 классов организуютпроцесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приёмы, которые соответствуют таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческийхарактер;
- устремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;
- направленность на поддержку развития субъективных качеств и индивидуальности учащегося;
- предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности,осуществления личностно значимого выбора.
В процессе обучения старшеклассников используются следующие приёмы и методы:
- приёмы актуализации субъектного опыта учащихся;
- методы диалога и политолога;
- приёмы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
- метод деловой игры;
- методы диагностики и самодиагностики.
Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, деловая игра, практикум, зачёт являются основными формами организации учебных занятий в старших классах. Предполагается использовать современные педагогические технологии: лекционно-семинарскую систему занятий, конференции, диспуты, круглые столы, дискуссии, проектную деятельность. Применение различных форм учебной деятельности является одним из важных факторов дифференцированного и индивидуального подходов в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся 10 – 11 классов. Смена форм учебной деятельности является одним из факторов развития компетентностей учащихся.
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.
На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форморганизации процесса воспитания учащихся 10 – 11 классов. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольше епредставительство в органах школьного самоуправления.
В контексте формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся особое значение в школе имеет медиаобразование, призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире массовой информации и коммуникации.
Взаимодействие школы и семьи учащегося осуществляется в различных направлениях:
- оптимизация влияния ребенка за счет повышения педагогической культуры родителей(педагогический всеобуч, лектории для родителей, педагогические чтения и т.п.);
- частичноевключение родителей в учебно-воспитательный процесс (работа Родительского совета, родительский комитет школы и класса);
- партнерское взаимодействие, когда создаются благоприятные условия для реализации специфических возможностей участников взаимодействия (организация досуга,профориентационные консультирования, факультативные занятия, спортивная туристско-краеведческая деятельность и т.д.).
5. Управление реализацией Программы
Общее руководство работой по ПР ОУ и оценка степени эффективности её реализации осуществляются методическим советом школы. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами -представителями администрации школы в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на заседаниях административного совета школы, на заседаниях методического совета.
Порядок мониторингахода и результатов реализации Программы.
Внутренний мониторинг проводит социально-психологическая служба, администрация школы.
Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
6.Этапы реализации Программы.
1. Ориентационно-мотивационный этап:2010-2011 гг.
2. Конструктивно-формирующий этап: 2011-2012гг.
3.Результативно-диагностический этап: 2012-2015 гг.
Основные механизмы реализации Программы развития
1. Создание подпрограмм (проектов) развития школы в соответствии с задачами Программы, направленных на создание условий для достижения целей Программы развития и включающих имеющиеся ресурсы,возможные решения в данном направлении, ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты.
2. Создание системы управления, диагностики и контроля реализации Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации по схеме:
Педагогический совет ↔ методический совет ↔ предметные МО
↕
Временные творческие коллективы
РодительскийСовет ↔ Классные родительские комитеты
Совет старшеклассников↔ Классные коллективы
Пути решения задач программы развития
1. Подпрограммы развития школы
В соответствии с основными задачами развития школы Программой предусмотрена реализация взаимосвязанных подпрограмм, среди которых можно выделить стратегическую подпрограмму «Школьная система оценки качества образования» и тактические подпрограммы:
«Технологии образования»,
«Информатизация»,
«Здоровье»,
«Я – Россиянин»,
«Традиции»,
« Мир моих прав»,
«Семья»,
«Здоровье».
Оценка социально-экономической эффективностиреализации Программы.
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования.
При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.
Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
- повышение качества общего образования:
- выравнивание возможностей учащихся в получении качественного образования;
- повышение функциональной грамотности выпускников школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся);
- улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования;
- увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;
- расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей;
- обновление учебно-материальной базы учреждения образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования школы, оборудование учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы, соответствующей современным требованиям и нормам);
- расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образование: развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (попечительские, управляющие общественные советы).
7. Объем и источники финансирования Программы
Ресурсное обеспечениереализации Программы.
Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.
Объём и источники финансирования Программы.
Бюджетное и внебюджетное финансирование, дополнительные платные образовательные услуги, федеральный бюджет, добровольные пожертвования родителей и спонсорская помощь.
8.Ожидаемые результаты.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 2015 год |
внедрены новые
|
Процент качества 30%-40%;
Формирование у выпускников школы ключевых компетентностей |
доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий;
| 100%
увеличится в 1,5 раза
увеличится в два раза |
доля учащихся, поступивших в учебные заведения высшего образования по результатам единого государственного экзамена | увеличится до 50 процентов |
расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся | процент охвата учащихся-75-80% |
повышение эффективности государственно-общественных форм управления |
|
развитие материально-технической базы школы | увеличение финансирования на учебные расходы на 10-15% |
Кроме того, будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения.
9.Оценка результатовпрограммы.
Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
- экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
- социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;
- методы психодиагностики;
- анализ результатов единого государственного экзамена, олимпиад, конкурсов, конференций.